Андрей Вознесенский : краткая биография

Опубликовано: 01.09.2018

Краткая биография

Андре́й Андре́евич Вознесе́нский (12 мая 1933 года, Москва — 1 июня 2010 года, Переделкино, ныне Москва) — советский и российский поэт, публицист, художник и архитектор. Лауреат Государственной премии СССР (1978) и Премии Правительства РФ (2010, посмертно). Один из известнейших поэтов середины XX века, т.н. шестидесятников. Также известен как поэт-песенник.

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец — Андрей Николаевич Вознесенский (1903—1974), инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР; мать — Антонина Сергеевна (1905—1983), урожд. Пастушихина была родом из Владимирской области. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов, был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.

В Киржаче Владимирской области Вознесенский провёл часть детства. Во время Великой Отечественной войны Андрей с матерью были эвакуированы из Москвы и жили в городе Кургане в семье машиниста. Андрей учился в 1941—1942 годах в школе № 30. Позднее, вспоминая эту пору, Андрей Андреевич писал: «В какую дыру забросила нас эвакуация, но какая добрая это была дыра!»

После возвращения из эвакуации учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Окончил в 1957 году Московский архитектурный институт. Сорок шесть лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком Зоей Богуславской.

Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов — Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение «Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым (песню исполнял Валерий Леонтьев).

Первый сборник Вознесенского — «Мозаика» — был издан во Владимире в 1960 году и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж. Второй сборник — «Парабола» — почти одновременно вышел в Москве. Оба сборника сразу стали библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода — «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, — было обвинено в формализме.

В то время устраивались многочисленные встречи с поэтами. Проходили ставшие известными вечера в Политехническом музее, где звучали строки Вознесенского:

Пожар в Архитектурном!

Пылайте широко, Коровники в амурах,

Райклубы в рококо!

Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности. Это неприятие выражалось и в стихах — например, в стихотворении Николая Ушакова «Модный поэт», 1961 ( Он сменною модой недельной / когда-то пленял молодёжь. / Так что ж ты, цветок рукодельный, / сегодня не модно цветёшь? ) или в стихотворении Игоря Кобзева «Комсомольским активистам», 1963 ( Им служат оружьем трясучие джазы / И разный заморский абстрактный бред. / У них, говорят, появился даже / Собственный свой популярный поэт… ). На улице Горького в «Окнах сатиры» уже в 1960-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, — и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша».

В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле, Никита Хрущёв подверг поэта резкой критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки — а морозы… Ишь ты какой Пастернак нашелся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чертовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!»

Не менее резкое неприятие вызывал Вознесенский у представителей неподцензурной литературы, которых советская власть не допускала в печать, вынуждая публиковать свои произведения исключительно в самиздате, — например, Всеволод Некрасов обращался к Вознесенскому с такими стихами: «Слушай \ Же \Не ке ге бе \ Ву \ Па \ Не ке ге бе Ву \ Понимаешь \ Ты \ Же», — намекая на то, что бунтарская позиция Вознесенского санкционирована КГБ СССР.

Поэт неоднократно выезжал в различные зарубежные страны для выступлений:

1961 — Польша; 1961, 1966, 1968, 1971, 1974, 1977, 1984 — США; 1962, 1966, 1969, 1976, 1977, 1983 — Италия; 1962, 1963, 1973, 1982, 1984 — Франция; 1967, 1977, 1983 — ФРГ; 1971 — Канада; 1964, 1966, 1977, 1981 — Великобритания; 1973 — Австралия; 1978 — Болгария; 1981 — Мексика и мн. др.

В США Вознесенский приобрёл особую популярность, сдружился с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, стал другом семьи Артура Миллера. Его встреча с Мэрилин Монро позднее запечатлелась в строках: «Я Мэрлин, Мэрлин. / Я героиня / Самоубийства и героина». Другие стихи ещё более откровенны:

В Америке, пропахшей мраком,

Камелией и аммиаком…

Пыхтя, как будто тягачи,

За мною ходят стукачи…

Через год после сборника «Треугольная груша» вышла посвящённая Ленину поэма Вознесенского «Лонжюмо». Стихотворный сборник «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 году. Для этого спектакля Владимир Высоцкий написал музыку и спел «Песню акына» («Не славы и не коровы…») на стихотворение Вознесенского.

В 1970-е годы Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР, но в том же году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1978).

Вознесенский — автор архитектурной части монумента «Дружба навеки» (совместно с Ю. Н. Коноваловым), установленного в 1983 году в память двухсотлетия добровольного присоединения Грузии к России на Тишинской площади в Москве. Скульптурная часть памятника выполнена З. Церетели.

В 2000—2002 годах издательство «Вагриус» выпустило собрание сочинений Вознесенского в 5 томах, которое затем было дополнено тремя томами: 5+ (2003), 6 (2005) и 7 (2009).

Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо, встречался с Бобом Диланом.

На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на „бис“» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе. С автором четырёх последних песен Раймондом Паулсом Вознесенский сотрудничал очень много. Рок-опера «Юнона и Авось», написанная на либретто Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981 году Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола. Наиболее известен романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага».

Жил и работал в подмосковном Переделкино, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения. Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского «Мне четырнадцать лет».

Общественная позиция

В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ.

Болезнь и смерть

Ещё в 1995 году в клинике Бурденко поэту поставили диагноз — болезнь Паркинсона. Поначалу у Вознесенского начал пропадать голос, затем слабеть мышцы горла и конечностей. Недуг поэта подтвердила его жена Зоя Богуславская.

Андрей Андреевич Вознесенский скончался после продолжительной болезни 1 июня 2010 года, на 78-м году жизни, у себя дома в дачном посёлке Переделкино. Смерть наступила от интоксикации, непроходимости кишечника. Вознесенский умер на руках у жены Зои Богуславской, перед смертью шептал стихи. Отпевание Андрея Вознесенского по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татьяны при МГУ. Поэта похоронили 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с родителями.

Награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (5 мая 2008) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность . В 1978 году в Нью-Йорке Вознесенскому А. А. присуждена премия Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии. Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (15 января 2004) — за большой вклад в развитие отечественной литературы . Орден Трудового Красного Знамени (1983). Премия Правительства Российской Федерации 2010 года в области культуры (17 декабря 2010) (посмертно) — за книгу «Тьмать» . Государственная премия СССР (1978) — за книгу стихов «Витражных дел мастер» (1976) . А. А. Вознесенский являлся почётным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования (1993), Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других. Почётный доктор СПбГУП с 1998 года. Золотой Почётный знак «Общественное признание» (2003). Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка.

В культуре

Андрей Вознесенский является одним из героев документального фильма Владислава Виноградова «Мои современники» (1984). В фильме «Москва слезам не верит» Андрей Вознесенский играет самого себя. У памятника Маяковскому он читает стихотворение «Параболическая баллада» (Жил огненно-рыжий художник Гоген). Поэт неоднократно упоминается как герой реальных и нереальных историй в произведениях В. Аксёнова, С. Довлатова. На стихи Вознесенского написано много популярных песен (в основном на его уже опубликованные стихотворения). Он также удачно выступал в качестве поэта-песенника, написал посвящённое Софии Ротару стихотворение «Голос». Песня Оскара Фельцмана в исполнении Евгения Осина «Плачет девочка в автомате», ставшая популярной в начале 1990-х, известна с конца 1960-х как один из номеров дворовой музыкальной городской культуры. Эту песню в разное время исполняли Нина Дорда и ВИА «Весёлые ребята». На самом деле это песня на стихотворение А. А. Вознесенского «Первый лёд». В песне местами изменены слова. Андрей Вознесенский упоминается (и, по свидетельству очевидцев, относился к этому с юмором) в песне рок-группы «Адо» «Веди себя хорошо» (1996):

Не учи собаку летать,

Не корми конфетами рыб

И не читай Вознесенского вслух —

Это очень смешно,

Очень смешно. Андрей Вознесенский участвовал в принятии положительного решения о выпуске на всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» первого диска группы «Аквариум» в 1987 году (диск-гигант, составленный из песен с магнитофонных альбомов «День Серебра» и «Дети Декабря»). Известная статья А. А. Вознесенского о Б. Гребенщикове была помещена на конверте этой пластинки. Лидера группы Бориса Гребенщикова, склонного в поэтическом творчестве к сложной метафоре, Вознесенский назвал своим преемником в поэзии. Поэт является автором текста песни «Миллион алых роз», ставшей в исполнении Аллы Пугачёвой едва ли не самой популярной песней всего Советского Союза в 1980-х годах.

О творчестве

Вознесенский оставил богатейшее поэтическое наследие — и силлабо-тонические стихи, и верлибры, и поэмы «Мастера», «Авось!», «ru», «Комп-ра», «Часовня Ани Политковской», «Большое заверещание»... А.В. Делал превосходные видиомы, работал в жанре заумной поэзии («Улёт 1», «Улёт 2», «Дерево Бо»), писал стихопрозу.

Особый разговор — версификационное мастерство поэта. Его излюбленные приёмы — усечённая строчка (в данном случае он наследник по прямой Андрея Белого), стремительная перемена ритма в жёстких границах одного стихотворения. Его характерный размер — раешный стих, хотя поэт не чурался и более привычных ямба и хорея...

На то Вознесенский и поэт, что при всём своём авангардизме (на мой взгляд, условном) он остался художником пушкинской традиции, ни на секунду не забывавшим о том, что дано из основных предназначений поэта не только, как он сам пишет, «демонстрация языка», но и — «милость к падшим». Не только любовь к ближнему, но и «любовь к неближнему» — вот основной лейтмотив поэзии Вознесенского.

— Евгений Степанов

Библиография

Собрания сочинений

Собрание сочинений в 3 томах. — М.: Художественная литература, 1983—1984, 75 000 экз. Собрание сочинений в 7 томах (8 книгах). — М.: Вагриус, 2000—2009

Сборники

Мозаика : Стихи и поэмы. — Владимир: Владимирское книжное издательство, 1960. — 72 с. (1 л. с портр.) Парабола : Стихи. — М.: Советский писатель, 1960. — 90 с. "40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша». — М.: Советский писатель, 1962. Антимиры : Стихи. — М.: Молодая гвардия, 1964. Мой любовный дневник . — London: Flegon Press, 1966. (без ведома автора) Ахиллесово сердце : Стихи. / Худож. В. Медведев // Послесл. Л. Скорино. — М.: Художественная литература, 1966. — 280 с. — 100 000 экз. Стихи . — М.: Художественная литература, 1967. — 64 с. (Россия — Родина моя: Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках ) Тень звука : Стихи. / Худож. Вл. Медведев // Вступ. статья В. Катаева. — М.: Молодая гвардия, 1970. — 264 с. (Тираж 90 000, 10 000 экз.) Взгляд : Стихи и поэмы. / Худож. Вл. Медведев. — М.: Советский писатель, 1972. — 208 с. — 100 000 экз. Выпусти птицу! : Стихи и поэмы. — М.: Современник, 1974. — 248 с. (Портр.) Дубовый лист виолончельный : Избранные стихотворения и поэмы. — М.: Художественная литература, 1975. — 604 с., ил. — 100 000 экз. Витражных дел мастер : Стихи. / Худож. В. Медведев. — М.: Молодая гвардия, 1976. — 336 с. 1 л. с портр. — 130 000 экз. (Государственная премия СССР, 1978)

Витражных дел мастер : Стихи. — М.: Советский писатель, 1980. — 304 с. (В пер.) — 150 000 экз. (Библиотека произведений, удостоенных Государственной премии СССР) Соблазн : Стихи и поэма — М.: Советский писатель, 1978. — 208 с. «Избранная лирика». — М.: Детская литература, 1979. — 160 с., 100 000 экз. «Безотчётное». — М.: Советский писатель, 1981 «Иверский свет». — Тбилиси: Мерани, 1984 «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения». — М.: Советский писатель, 1984. — 496 с., 200 000 экз. «Ров. Стихи и проза». — М.: Советский писатель; 1987, 1989 (II издание) «10, 9, 8, 7…». — М.: Правда, 1987. — 48 с. (серия «Библиотека „Огонёк“», № 46) «Аксиома самоиска». — М.: ИКПА, 1990. — 562 с., 200 000 экз. «Россія, Poesia». — М.: Правда, 1991. — 45 с. (серия «Библиотека „Огонёк“», № 30) «Стихотворения и поэмы». — М.: Молодая гвардия, 1991. — 176 с. «Видеомы. Стихи, визуальные объекты, проза». — М.: РИК Культура, 1992. — 392 с. «Гадание по книге». — М.: Аргументы и факты, 1994 «Не отрекусь». — Минск: БелАДИ, 1996. — 319 с. «Casino „Россия“» (1997) «На виртуальном ветру». — М.: Вагриус, 1998, 2006 «Страдивари сострадания». — М.: Эксмо-пресс, 1999 «Стихи. Поэмы. Переводы. Эссе». — Екатеринбург: У-Фактория, 1999 «Жуткий Crisis Супер стар. Новые стихи и поэмы, 1998—1999». — М.: Терра, 1999. — 221 с. «Стихотворения. Поэмы. Проза» (2000) «Девочка с пирсингом».— М.: Терра, 2000 «Лирика» (2000) «Моя Россия» (2001) Стихотворения и поэмы. — М.: Профиздат, 2001 «Лирика» (2003) «Избранное» (2003) «Возвратитесь в цветы!» (2004) «Избранное» (2006) «Стихотворения» (2006) СтиXXI . — М.: Время, 2006. — 248 с.: ил. — (Поэтическая библиотека) Стихотворения  — М.: Эксмо, 2007. — 478 с.: С портр. — (Всемирная библиотека поэзии) (В пер.) Тьмать . — М.: Время, 2008. — 608 с.; цв. ил. (В пер.) Ямбы и блямбы : книга стихов. — М.: Время, 2010. — 176 c.: с ил. — (Поэтическая библиотека) «Стихотворения и поэмы». В 2 т. Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания Г. И. Трубникова — СПб., Издательство Пушкинского Дома: Вита Нова, 2015. — (серия «Новая Библиотека поэта») Это первое академическое издание произведений поэта.

Поэмы

«Мастера» (1959)

Основа поэмы — пересказ легенды о мастерах, построивших храм Василия Блаженного, и об ослеплении их царём Иваном Грозным.

«Лонжюмо» (1963)

Посвящена Ленину и слушателям его марксистской школы в Лонжюмо.

Основные темы: защита личности от бездушной роботизации, любовь и борьба за неё в век великих катаклизмов.

Рок-опера «Юнона и Авось» по поэме была поставлена в 1981 году. Прообразом поэмы стала история жизни русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова.

Вечное мясо (1977)

Фантастическая история мамонтёнка, найденного в вечной мерзлоте.

Андрей Полисадов (1979)

История прадеда Вознесенского, муромского архимандрита, имевшего грузинское происхождение.

Посвящена истории мародёров, вырывавших драгоценности из захоронений мирных жителей, расстрелянных под Симферополем во время Великой Отечественной войны.

«Россия воскресе» (1993)

Проза

Мемуарная проза, публицистика Книга «Прорабы духа» (1984)

Песни на стихи А. Вознесенского

«Алло» (музыка — Михаил Литвин, исполнители — группа «Рондо») «Анафема» (музыка — Валерий Ярушин, исполнители — ансамбль «Ариэль») «Апрель» (музыка — Евгений Мартынов, исполнитель — Евгений Мартынов) «Благодарю» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан») «В мире друзей» (музыка — Евгений Клячкин, исполнитель — Евгений Клячкин) «В моей стране» (музыка — Дмитрий Варшавский, исполнители — группа «Чёрный кофе») «В моей стране» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов) «Вальс при свечах» (музыка — Оскар Фельцман, исполнитель — Мария Пахоменко) «Вальс при свечах» (музыка и исполнитель — Сергей Никитин) «Вальс при свечах» (музыка — Сергей Бальцер, исполнитель — Сергей Бальцер) «Вальс при свечах» (музыка — Вячеслав Малежик, исполнитель — Вячеслав Малежик) «Верни мне музыку» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — София Ротару. Песню также исполняли Карел Готт, Ренат Ибрагимов, Муслим Магомаев, Карен Мовсесян, Раиса Мкртчян, Тамара Гвердцители, Филипп Киркоров) «Верую в тебя» (музыка и исполнитель — Евгений Мартынов) «Где ваша могила?» (музыка — Альфред Шнитке, исполнитель — Валерий Золотухин) «Год любви» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — Ара Бабаджанян, также исполняли Лев Барашков, Геннадий Бойко, А. Мушегинян, Борис Моисеев) «Голая богиня» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов) «Дальняя песня» (музыка — Оскар Фельцман, исполнители — ВИА «Весёлые ребята») «Два стрижа» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Ольга Пирагс, также исполняла Алла Пугачёва) «Двенадцать дней» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Абдулов) «Дуэт» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Айя Кукуле) «Загляжусь ли на поезд» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев) «Запомни этот миг» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан») «Затмение сердца» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Андрей Миронов, также исполнял Валерий Леонтьев) «И в твоей стране» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов) «Исповедь» (музыка — Валерий Пак, исполнитель — Валерий Пак) «Исповедь мореплавателя» (музыка — А. Йосифов, исполнитель — Йорданка Христова) «Летайте самолётами Аэрофлота» (музыка — Оскар Фельцман, первые исполнители — ВИА «Весёлые ребята», также исполнял Лев Лещенко) «Любовь бросить невозможно» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — Ара Бабаджанян, затем исполнял песню в дуэте с Анне Вески, исполняли также Ирина Чурилова и Карен Мовсесян) «Москва-река» (музыка — Арно Бабаджанян, исполнитель — Людмила Зыкина) «Меняю» (музыка — Виктор Резников, исполнители — Тынис Мяги и Иво Линна, из к/ф «Как стать звездой») «Миллион алых роз» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Алла Пугачёва) «Милый мой друг» (музыка — Дмитрий Бикчентаев, первый исполнитель — Дмитрий Бикчентаев, исполняли также Т. Клестова и И. Васин) «Муза» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Валерий Леонтьев) «Муравей» (музыка — Дмитрий Бикчентаев, исполнитель — Дмитрий Бикчентаев) «Над пашней сумерки не резки» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан») «Начни сначала» (музыка — Евгений Мартынов, первый исполнитель — Евгений Мартынов, также исполняла София Ротару) «Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — Галина Беседина и Сергей Тараненко) «Не забудь» (музыка — Виктор Резников, исполнители — бит-квартет «Секрет», из к/ф «Как стать звездой») «Не исчезай» (музыка — Микаэл Таривердиев, первый исполнитель — Иосиф Кобзон, также исполняли Галина Беседина и Сергей Тараненко) «Не трожь человека, деревце» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев) «Новые московские сиртаки» (музыка — Олег Нестеров, исполнители — группа «Мегаполис») «Ностальгия» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнители — трио «Меридиан») «Ностальгия по настоящему» (музыка — Стас Намин, исполнители — группа Стаса Намина) «Особый друг» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — София Ротару) «Ода сплетникам» (музыка — Владимир Высоцкий, исполнитель — Владимир Высоцкий) «Памяти поэта» (музыка — Давид Тухманов, первый исполнитель — Александр Евдокимов, также исполнял Валерий Леонтьев) «Парижский снег» (музыка — Арно Бабаджанян, исполнитель — Ара Бабаджанян) «Певец» (музыка — Вадим Байков, исполнитель — Вадим Байков) «Первый лёд» (музыка — Оскар Фельцман, исполнители — ВИА «Весёлые ребята») «Песня акына» (музыка — Владимир Высоцкий, исполнитель — Владимир Высоцкий) «Песня на „бис“» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Алла Пугачёва) «Песчаный человек» (музыка — Давид Тухманов, исполнители — группа «Электроклуб») «Плачет девочка в автомате» (музыка — Оскар Фельцман, исполнители — Нина Дорда, ВИА «Весёлые ребята» (под названием «Первый лёд»), Евгений Осин) «Подберу музыку» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Яак Йоала, также исполняли Александр Малинин, Валерий Меладзе, Руслан Алехно) «Полюбите пианиста» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Андрей Миронов, также исполнял Валерий Леонтьев) «Пушинка белая» (музыка — Арно Бабаджанян, первый исполнитель — Валентина Толкунова, также исполняла Анна Литвиненко) «Разлука» (музыка — Оскар Фельцман, исполнители — ВИА «Весёлые ребята») «Ресторан качается» (музыка — Игорь Николаев, исполнитель — Александр Кальянов) «Свадебная цыганочка» (музыка — В. Кеслер, исполнитель — Юрий Богатиков) «Свеча» (музыка — А. Йосифов, исполнитель — Йорданка Христова) «Свисаю с вагонной площадки» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев) «Севернее всех» (музыка — Александра Пахмутова, исполнитель — Лев Лещенко) «Сидишь беременная, бледная» (музыка — Евгений Клячкин, исполнитель — Евгений Клячкин) «Скрипка Паганини» (музыка — Карел Сво́бода, З. Боровец, исполнитель — Карел Готт) «Снег в октябре» (музыка — Сергей Бальцер, первый исполнитель — Сергей Бальцер, исполняли также Т. Клестова и И. Васин, ансамбль «Уленшпигель» (последний — под названием «Снежное сожаление»)) «Старый Новый Год» (музыка — Стас Намин, исполнители — группа Стаса Намина) «Старый Новый Год» (музыка — Дмитрий Бикчентаев, исполнитель — Дмитрий Бикчентаев) «Танец на барабане» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — София Ротару, также исполнял Николай Гнатюк) «Такое же» (музыка — Виктор Резников, исполнитель — Виктор Резников) «Тишины хочу» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев) «Ты меня не оставляй» (музыка — Раймонд Паулс, первый исполнитель — Валентина Легкоступова, также исполняла Алла Пугачёва) «Убил я поэму» (музыка — Микаэл Таривердиев, исполнитель — Микаэл Таривердиев) «Улетаешь, милый…» (музыка — Мишель Легран, исполняет Людмила Сенчина) «Человек-магнитофон» (музыка — Раймонд Паулс, исполнитель — Валерий Леонтьев) «Человек породы Сенбернар» (музыка — Владимир Мигуля, исполнитель — Михаил Боярский) «Шарф мой, Париж мой» (музыка — Михаил Барашев, исполнитель — ансамбль «So-Net») «Я — Гойя» (музыка — Александр Градский, исполнитель — Александр Градский) «Я друга жду» (музыка — Юрий Чернавский, исполнитель — Михаил Боярский) «Я тебя никогда не забуду» (музыка — Алексей Рыбников, первый исполнитель — Геннадий Трофимов, в спектакле, а затем и на концертах исполнял Николай Караченцов; также исполняли Евгений Шаповалов и трио «Меридиан»; сейчас в спектакле исполняет Виктор Раков и Дмитрий Певцов) Рок-опера «„Юнона“ и „Авось“» (музыка — Алексей Рыбников) «90%» (музыка — Арам Манукян, исполнители — Арам Манукян и рок-дуэт «Hay Lao»)

Литература

Анджей Дравич. Партия стучит кулаком по столу/Поцелуй на морозе- с. 33, 51 (илл. после 51) — 53, 61. Перевод с польского М. Малькова. Спб., 2013, электр. изд., испр. и дополн. И. Вирабов. Андрей Вознесенский. — М.: Молодая гвардия, 2015 (серия «Жизнь замечательных людей») Это первая объёмная биография поэта. Она вошла в шорт-лист премии «Большая книга», однако встретила и резкую критику с обвинениями не только в стилистической глухоте, но и в откровенной неэтичности.

Память

В 2013 году в Москве на доме, где в 1966—2010 годах жил Вознесенский, установлена мемориальная доска.
rss